Борис Галенин. Царская школа
Государь Николай II и имперское русское образование
Данная книга рассматривает систему начального, среднего и высшего образования в Российской Империи. Показана решающая роль императора Николая II в. проведении масштабной образовательной реформы в начале XX века.
В издании подробно рассказывается о принципах образовательной политики дореволюционной России, структуре образования, в том числе — народного и «элитного», а также женского. Отдельные главы посвящены формированию образовательного и научно-технического потенциала России (Николаевская инженерная академия давало одно из лучших в Европе математическое и естественнонаучное образование), Императорской Академии наук и приоритетам образовательной политики до февраля 1917 года. В текст включены архивные документы, связанные с реформой образования, проводившейся Николаем II. Отмечена роль министров народного просвещения. Так при прямой поддержке императора граф Игнатьев, «уже как министр народного просвещения, в 1915–1916 годах существенно расширил сеть профессиональных учебных заведений Министерства народного просвещения… целью этих учебных заведений была уже не подготовка персонала для крупной промышленности, а повышение профессионального уровня населения в целом». Особенностью российского образования со времен Петра Великого была «связанная с ним высокая социальная мобильность… Для лиц, получивших образование в Российской империи были открыты, в буквальном смысле, все возможности и пути».
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами отечественной истории и отечественного образования.
Автор: Галенин Б.Г.
Издательство: Русский Издательский центр им. Святого Василия Великого
Год издания: 2014
Количество страниц: 608
Тираж: 5000 экз.
Переплет: твердый
Формат: 70x100/16
Вес: 968 гр.
Содержание
Предисловие
Прогресс как соблазн
Необходимое предуведомление
О науке, культуре, техническом прогрессе и «научном мировоззрении»
Почему в XVII веке и почему на Западе?
О соответствии данных науки-исследования догмам «науки-мировоззрения»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о связи математики и Богословия
Часть первая. Россия и европейское образование
1. Цель и задача системы образования
2. Европейское образование и его русские плоды
3. Модели образования эпохи модерна
4. Философия, поместившая в центр мира человека, или От епископа к директору гимназии
5. Интеллектуальный слой Российской Империи и его уничтожение
Часть вторая. Русское образование и Император Николай II
1. Неизвестная реформа русского образования
2. Принципы образовательной политики Российской Империи в ее законодательстве
3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность»
4. Народное образование в Российской Империи
5. «Элитное» образование при Николае II
6. Финансирование образование в Российской Империи
7. Управление образованием в России до и после Февраля 1917 года под Царским руководством
Часть третья. «Величайшему из Русских Царей Дома Романовых…»
1. Фантом Февраля 1917 года
2. Царь и его министры
3. Царский крест
4. Я остаюсь здесь и буду стражем всего, что было сделано