Православный календарь

© Церковный календарь

 

О церковныхъ свѣчахъ, деревянномъ маслѣ и ладанѣ

Аѳонскіе листки

      О церковныхъ свѣчахъ, деревянномъ маслѣ и ладанѣ

      (Голосъ пастыря)   

    И когда Господь сказалъ чрезъ Моисея Израильтянамъ: всѣхъ, елика аще имутъ порокъ на себя, да не принесутъ Господу, т.е. никакого животнаго, на которомъ есть порокъ, не приносите въ жертву Господу (Лев.22:20). У насъ, православныхъ христьянъ, есть благочестивый обычай въ храмахъ и домахъ, передъ святыми иконами, возжигать восковыя свѣчи и елей, или такъ называемое деревянное масло, и возжигать при молитвословияхъ для куренія ладанъ. Что значитъ этотъ обычай? Это значитъ, что мы приносимъ Господу Богу жертвы. Свѣчи, масло и ладанъ были жертвами Богу и въ ветхозавѣтное время въ скиніи и храмѣ. А если такъ, то каковы же должны быть жертвы? Господь въ ветхозавѣтное время чрезъ Моисея прямо сказывалъ Израильтянамъ: никакого животнаго, на которомъ есть порокъ, не приносите Господу: всѣхъ, елика аще имутъ порокъ на себя, да не принесутъ Господу. И ветхозавѣтные люди очень строго смотрѣли на качество жертвы. Такъ Авель принесъ лучшую овцу изъ своего стада, и Господь принялъ его жертву. Ной, по выходу изъ ковчега, принесъ жертву изъ чистыхъ животныхъ, и Господь сказалъ ему, что больше потопа не будетъ, и въ знакъ этого далъ радугу. Святый царь Соломонъ, приступая къ устройству храма, принесъ тысячу жертвъ, и, безъ сомнѣнія, лучшихъ, такъ какъ чрезъ то онъ пріобрѣлъ особое благословеніе Божіе. Но всѣ эти ветхозавѣтныя кровавыя жертвы прообразовали собой Господа нашего Іисуса Христа, Единороднаго Сына Божія, Непорочнаго, Чистѣйшаго Агнца, принесшаго Себя на Голгоѳѣ въ жертву Богу Отцу за грѣхи всѣхъ людей. Вмѣсто завѣтныхъ кровавыхъ жертвъ мы теперь приносимъ, по установленію Самаго Господа Іисуса Христа, для Литургіи самый чистый пшеничный хлѣбъ, т.е. просфоры и самое чистое красное вино. Послѣ этого, не таковы ли должны быть и прочія новозавѣтныя безкровныя жертвы Богу, каковы свѣчи, масло и ладанъ? Если въ ветхозавѣтное время приносили въ жертву животныхъ чистыхъ, то несомнѣнно таковыя же чистыя приносимы были тогда свѣчи, елей и ладанъ. По истинѣ они должны быть чистыми, но, къ крайнему сожалѣнію, у насъ не всегда бываютъ таковыми. Свѣчи изъ чистаго пчелинаго воска, масло и ладанъ безъ примѣси въ настоящее время – рѣдкость. Обыкновенно приносятъ въ церковь большею частью свѣчи, выдѣланныя съ примѣсью минеральнаго воска, а для тяжести – съ примѣсью мѣла, глины, муки и многихъ другихъ веществъ. Къ деревянному маслу примѣшиваются всякаго рода масла и даже керосинъ, а къ ладану – низкія смолы и пудра. Таковой преступной поддѣлкой, къ прискорбію, кромѣ евреевъ, занимаются и нѣкоторые изъ христіанъ. И вотъ эти поддѣльныя свѣчи, ладанъ и масло смердятъ, трещатъ и коптятъ, отчаго темнѣетъ иконостасъ, портится живопись и дѣлается круженіе въ головѣ у самихъ молящихся. Такіе предметы и для насъ самихъ непріятные и вредные, могутъ ли быть угодны Богу, требующему жертвы безъ порока? Не грѣшно ли христіанамъ, въ видахъ большей наживы, примѣшивать къ свѣчамъ, маслу и ладану разныя непотребныя вещества, когда эти предметы въ религіозномъ отношеніи у насъ сдѣлались самыми священными и необходимыми? Всякія примѣси къ воску, маслу и ладану лишаютъ ихъ и тѣхъ свойствъ, которыя должны бы служить выраженіемъ нашихъ внутреннихъ святыхъ чувствъ. Напримѣръ, "только воскъ, – говоритъ Симеонъ Солунский, – какъ вещество самое чистое, можетъ означать чистоту нашу и искренность приношенія; только воскъ, какъ вещество мягкое и удобосжигаемое, можетъ означать наше послушаніе и готовность покаяться въ нашей грѣховной жизни; только воскъ, собираемый съ цвѣтовъ благоухающихъ, можетъ означать благодать Святаго Духа" (Дьяч. Ч. Ш., стр.292). Теперь ясно, что свѣча, сдѣланная не изъ одного чистаго воска, не есть церковная свѣча, это – жертва порочная, а таковая, по глаголу Божію, не только не можетъ приносящему ея пріобрѣсти благословеніе Божіе, но скорѣе гнѣвъ Божій. 

      Вотъ почему остались ещё редкiе пастыри Церкви, по примѣру ветхозавѣтныхъ священниковъ, бдительно слѣдившихъ за качественнымъ достоинствомъ жертвы, и нынѣ стараются изгнать изъ храмовъ Божьихъ свѣчи, масло и ладанъ съ примѣсью чего-нибудь непотребнаго. Они боятся, чтобы съ пасомыми и имъ самимъ не подвергнуться укору, который Господь сдѣлалъ Израильтянамъ чрезъ пророка Малахію за принесеніе къ свъ. жертвеннику недостойныхъ жертвъ: вы приносите на жертвенникъ Мой нечистый хлѣбъ, и, когда приносите слѣпое, хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю, будетъ ли онъ доволенъ тобою и благословенно ли приметъ тебя? – говоритъ Господь Саваоѳъ (Мал.1:7 и 8).  

     Въ исторіи о чудотворной иконѣ Богоматери, называемой Скоропослушница, повѣствуется: Трапезарь Нилъ хаживалъ ночью мимо этой иконы съ зажженною лучиною. И вотъ однажды онъ, проходя мимо этой иконы съ такимъ факеломъ, вдругъ услышалъ слѣдующія слова: "На будущее время не приближайся сюда съ зажженною лучиною и не копти моего образа". Нилъ мало обратилъ вниманія на эти слова и опять ходилъ мимо иконы съ такою же лучиною. Но вдругъ онъ снова услышалъ слѣдующіе слова: "Монахъ, недостойный этого имени! Долго ли тебѣ такъ безпечно и такъ безстыдно коптить Мой образъ?" Затѣмъ Нилъ тотчасъ же ослѣпъ (Благод. Богомат. 506).  

     Вотъ какъ былъ наказанъ трапезарь Нилъ за свою безпечность, невниманіе къ предостерегавшему его гласу Божіей Матери и непослушаніе, – наказанъ былъ за свою слѣпоту духовную слѣпотою тѣлесною! Не большаго ли наказанія заслуживаютъ тѣ, которыя не внемлютъ глаголу Самаго Бога, глаголавшаго чрезъ Моисея? Господь запретилъ приносить Ему жертвы нечистыя, и нѣкоторые по неразумію, въ видахъ экономіи, всё-таки продолжаютъ пріобрѣтать жертвенные предметы – свѣчи, ладанъ и масло – нечистые, но по болѣе низкой цѣнѣ, не вникая въ причины ихъ дешевизны. Отсюда выходитъ, что такіе жертвователи иногда для своей пищи и одежды выбираютъ лучшіе предметы, а Богу жертвуютъ то, что имъ обходится подешевле. Какъ этихъ выгадывающихъ должна устыдить та Евангельская вдовица, которая не пожалѣла принести въ жертву Богу и послѣднюю лепту, составлявшую дневное пропитаніе ея! Да, много грѣшатъ тѣ, которыя, въ видахъ неразумной экономіи, покупаютъ нечистыя свѣчи, ладанъ и масло, гоняясь только за дешевизной, и не обращая вниманія на качественное ихъ достоинство. Но ещё болѣе грѣшатъ тѣ, которые, въ видахъ большой наживы, занимаются смѣшеніемъ этихъ предметовъ съ предметами непотребными, вполнѣ сознавая назначеніе восковыхъ свѣчъ, ладана и масла – служить при церковномъ употребленіи жертвою Богу. Они грѣшатъ сами, вводятъ въ грѣхъ и другихъ, соблазняя и забывая грозное прещеніе Божіе: горе человѣку тому, имже соблазнъ приходитъ. Эти корыстолюбцы всё жаждутъ большаго и большаго обогащенія, а между тѣмъ забываютъ одну притчу, изреченную Господомъ: "Безумне, въ сію нощь истяжутъ душу твою, а еже еси уготовалъ, кому будутъ"? По тону изрѣченія видно, что и наслѣдникамъ таковыхъ не приведется воспользоваться зло пріобрѣтеннымъ. 

      Убойтесь же грозящаго вамъ гнѣва, корыстолюбцы! Мы же, братіи, потщимся, какъ бы намъ не прогнѣвать Господа Бога, Его Пречистой Матери и всѣхъ святыхъ Угодниковъ Божіихъ своими недостойными жертвами; потщимся употреблять на сіи жертвы чистые елей и ладанъ, и свѣчи изъ чистаго воска, пусть они будутъ и дороже, чтобы таковыми достойными святости Божіей жертвами пріобрѣсти благословеніе Божіе.